Технология полировки стекол. Полировку стекол можно разделить на два этапа – шлифовку и непосредственно полировку. Количество этапов зависит от глубины дефекта. При глубоких царапинах, трещинах необходимо сначала провести шлифовку. Если дефекты незначительны и главной задачей ставится устранение мутности стекла, то достаточно будет только полировки. Для окончательного вывода о количестве этапов необходимо проконсультироваться со специалистом.
Шлифование стекла
Шлифовка – это удаление поверхностного поврежденного слоя, в результате которого появляется легкая шероховатость. Перед началом работы необходимо убедиться в готовности всех материалов и рабочей поверхности. Проверяем следующие параметры:
- Поверхность, которая подлежит шлифовке, полностью очищена от посторонних загрязнений и взвеси: пыли, песка, мелких камешков и т.д.
- Поврежденная зона внимательно осмотрена и принято решение о необходимости двухэтапной процедуры.
- Область, прилегающая к обрабатываемой поверхности защищена малярным скотчем.
- Обрабатываемая зона выделена с обратной стороны. Ее границы четко визуализируются со стороны обработки.
- Шлифовальный диск с необходимым размером абразива выбран, с его поверхности сточены наиболее жесткие элементы, он увлажнен.
- Приготовлена емкость с водой.
- Шлифовальный диск достиг необходимого количества оборотов для работы.

Процедура шлифования
- Перед началом шлифовки убедитесь в прохождении всех этапов подготовки. Диск должен быть немного сточен, если он новый, а зона повреждения отмечена!
- Смачиваем поверхность стекла водой. Это позволит достичь максимального эффекта от процедуры шлифования и будет препятствовать чрезмерному нагреванию поверхности стекла.
- Включаем шлифовальную машинку и дожидаемся достижения рабочей скорости вращения диска.
- Шлифовку производим перпендикулярно направлению повреждений.
- Нельзя допускать чрезмерного нажима на поверхность стекла.
- Необходимо следить за температурой поверхности. Поэтому периодически останавливаемся и немного смачиваем стекло водой.
- Угол наклона шлифовального диска к поврежденной поверхности на должен превышать максимального наклона в 5 градусов.
- Не стоит долго шлифовать в одном и том же месте. Нужно добиваться равномерного распределения нагрузки, в противном случае можно добиться эффекта линзы и тогда смысл процедуры шлифования будет утрачен.
Полировка стекла
Полировка – это выравнивание поверхности путем удаления тончайшего слоя с нанесением специальной пасты. Она устраняет мелкие дефекты, улучшает видимость и возвращает первоначальный блеск стеклу.
Необходимо провести подготовку, пройти все этапы, как и при подготовке к шлифовке, добавив специфические этапы, характерные только для полировки.
- Войлочный диск, необходимый для полировки должен быть предварительно протестирован на аналогичной поверхности.
- Тщательно выбрана полировочная паста, она не должна включать в свой состав крупный абразив, иначе полировка будет похожа на шлифовку.
- Слегка смачиваем поверхности, не допуская переизбытка воды, иначе получим эффект гидропланирования – низкое сцепления между обрабатываемой поверхность и войлочным диском. Эффекта от такой полировки не будет.
- Используемая вода должна быть теплой, иначе из-за перепада температур стекло может треснуть.
Процедура полировки
- Перед началом процедуры следует убедиться в готовности всех материалов и обрабатываемой поверхности.
- Для обработки выбираем войлочный или фетровый диск.
- Тщательно выбираем специальную пасту, учитывая материал обрабатываемого стекла, свойства и тип дефекта.
- Не стоит делать перерыв, но постепенно смещаться необходимо, не допуская перегрева. В противном случае стекло может просто треснуть.
- Диск и поверхности до обработки смачиваем водой, чтобы не допустить обработки сухими составом, которым возможно вместо устранения царапин нанести новые.
- Полировка может производиться в любом направлении, но желательно перекрывать дефекты. Оптимальными будут равномерные круговые движения.
- Необходимо следить чтобы во время работы на поверхность не попадали мелкие частички.
- Работа шлифовальной машинкой должна быть равномерной, недопустимо менять обороты в произвольном порядке, иначе поверхность будет иметь различный уровень среза, что способствует искажению изображения. Исключать какую-либо область нельзя.
- Увлажнённость поверхности должна быть постоянной, иначе абразивные частички будут скрести поверхность.
Средства, используемый в процессе полировки
Стоит немного уделить внимание тем средствам, которые помогают достичь максимального эффекта от процедур шлифовки и полировки.
Самое популярное средство – паста ГОИ
Она была разработана сотрудниками Государственного оптического института в период 1931 – 1933 годов. Основной действующий компонент – оксид хрома. Стоит иметь в виду, что пасты ГОИ различаются своей абразивностью. Поэтому выбрать подходящий вариант не так просто: нужно учитывать не только глубину повреждения, но и вид стекла. Так для лобового стекла автомобиля подойдет только мягкая паста с наименьшей абразивностью. Если выбрать с большей абразивностью, то вместо полировки стекло можно просто исцарапать.
Оксид церия
Его можно приобрести в виде сухого порошка. Цвет варьируется в зависимости от абразивности от грязно-белого до розоватого. Оксид церия можно встретить в составе некоторых специализированных паст. Например, профессиональная паста ЗМ.
Порошок необходимо развести водой. Смывается он хорошо, так как в составе нет масел. Много пасты наносить не стоит, так как она будет разлетаться в стороны в процессе работы.
Оксид церия помимо полировки стекла применяется и для полировки других материалов, таких как фарфор, керамика, драгоценные и полудрагоценные камни, фарфор.
Оксид железа
Сухой порошок красноватого цвета. Эффективен для полировки стекол автомобиля (лобовых, боковых и фар), витринных и строительных стекол. Применяется исключительно на финальной стадии из-за того, что обладает очень тонкой текстурой.
Состав применяется при изготовлении стекла в целях придания ему твердости.
Алмазная паста
Она также различается уровнем абразивности. Согласно ГОСТ выделяют крупную алмазную пасту, средней абразивности, мелкозернистую, тонкую и белую алмазную для финальной стадии. Паста состоит из алмазного порошка и связующего вещества.
Помимо абразивных паст используют полимерные пасты и восковые. Но они не способны вернуть стеклу прозрачность, они используются для создания защитного поверхностного слоя – пленки.
Не следует применять для полировки:
Зубной порошок. Он скорее повредит стекло, нежели вернет былую прозрачность.
Специализированные пасты стоят подчас даже дешевле зубного порошка. Расход пасты очень маленький, одной упаковки хватит надолго. Эффект от использования специальных паст, при правильном применении, в отличие от зубного порошка, гарантирован.
Инструменты полировки
Немаловажным для качественной шлифовки и полировки является выбор шлифовальной машинки. Многие автовладельцы считают, что наличие специальной машинки необязательно. Но это не так. Только на шлифовальной машинке можно регулировать количество оборотов, что немаловажно для предотвращения порчи стекла. Специализированные машинки имеют оптимальный вес и эргономичную ручку. Это важно, так как процесс обработки очень длительный. И если механизм для шлифовки тяжелый и неудобный, то обеспечить непрерывность и равномерность при работе с ним не удастся.

Шлифовальная машинка и полировочная – это разные виды устройств. Одно другое заменить не может. Основное их различие в мощности. Для шлифовки важна большая мощность, а для полировки – наоборот, ведь это более деликатная работа. Если будет слишком высокая минимальная скорость, то инструмент для полировки будет жечь. Естественно, что и вес у них различный. Шлифовальная машинка мощная и более тяжелая по весу.
Виды шлифовальных машин
- Они подразделяются в зависимости от вида материала, для шлифовки которого они применяются.
- Наиболее подходят для работы со стеклом углошлифовальные машинки или болгарки.
Виды полировальных машин
- Кругового типа. По внешнему виду такая машинка похожа на болгарку. Она менее всего подходит для полировки автомобиля.
- Машинки с эксцентрикой считаются универсальным вариантом. Они совершают возвратно-поступательные движения, смещаясь во время работы на несколько миллиметров. Этим предотвращают перегрев поверхности.
Почему стоит обратиться к профессионалам, а не сделать самостоятельно
Многие автомобилисты считают, что в процессе полировки нет ничего сложного и легко осуществить ее в домашних условиях. Завышенные ожидания приводят к тому, что отдельные области стекла после самостоятельной полировки превращаются в линзы. Искаженное изображение приносит более существенный дискомфорт нежели до полировки. Либо вместо устранения царапин их появляется больше из-за игнорирования отдельных нюансов при выборе средств и инструментов для полировки.

И самое неприятное последствие – тотальное повреждение стекла. Вместо того чтобы легко и быстро устранить дефект, приходится производить дорогостоящую замену стекла. Поэтому стоит выбрать профессионалов, довериться им в этом вопросе. Помимо огромного опыта в устранении подобных дефектов они знают все нюансы этого процесса. Кроме того, специалистами используются профессиональные и дорогостоящие инструменты. Это гарантия качественной работы.